Какого цвета ваш клиент?
Необычный вопрос, да? Дело в том, что кроме знакомого всем деления людей по типу темперамента на холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов в бизнес-сфере людей классифицируют по типу поведения.
Одна из самых популярных, простых и действенных методик называется цветовая типология DISС (Dominance – Influence – Steadiness – Compliance).
Цветовой методика называется, потому что каждому типу людей в этой классификации дано название цвета:
D – Красный
I – Желтый
S – Зеленый
C – Синий.
Знания типологии DISC могут применяться в любой сфере, так как по внешним признакам вы быстро можете определить тип человека и найти к нему подход.
Примеры использования типологии в работе:
- при подборе персонала и формировании команд;
- в бизнесе;
- в продажах при подготовке коммерческого предложения.
Эта методика позволяет разделить покупателей по таким признакам как:
- степень проявления качеств лидера: ведомый/ведущий;
- преобладание логики/эмоций в поведении.
Цветовую типологию DISC рекомендуется применять при продаже своих товаров или услуг.
Если вы правильно определите тип клиента, обратите внимание на особенности его поведения, то сможете создать коммерческое предложение, которое найдет у него отклик.
Рассмотрим типы клиентов подробнее:
Красные – доминирующий тип:
- лидеры от природы;
- фокус внимания: он сам;
- основная мотивация: признание и уважение. Хотят быть VIP-клиентами;
- проявляют инициативу в общении;
- в разговоре уважают прямолинейность и конкретику;
- бывают агрессивны, склонны к конфликтам;
- для них важно, чтобы продавец показал уверенность при подаче товара, технические детали интересуют меньше;
- могут проверять уверенность продавца в себе и подаче товара с помощью различных возражений;
- требуют предоставление скидок и бонусов;
- решение о покупке принимается быстро;
- сложно переубедить в каком-либо вопросе.
При общении с такими клиентами необходимо говорить убедительно и уверенно, в презентации делать акцент на эмоциональную подачу материала.
В коммерческом предложении: фокус внимания на клиенте, его личном успехе, повышении статуса и выгодах от покупки.
Желтые – влиятельный тип:
- часто совершают покупки, руководствуясь эмоциями;
- решение совершить покупку основывается на интересе или личной симпатии;
- любят, когда к ним проявляют внимание и слушают с интересом;
- нуждаются в признании и популярности;
- интерес к товару может быстро угаснуть;
- бывают непоследовательны и необязательны;
- сомневаются в принятии окончательного решения.
При общении с такими клиентами необходимо выделять уникальность товара, проявлять активное участие в подборе наиболее подходящего варианта.
Акценты в коммерческом предложении: уникальность товара или предложения, использование эмоционально-окрашенных слов при описании продукта.
Зеленые – постоянный тип:
- стремятся быть частью чего-то;
- ищут общее с собеседником;
- в принятии решения часто сомневаются и медлят;
- ищут поддержку и одобрение своего выбора;
- избегают напористых продавцов;
- прямолинейность в общении отпугивает.
С таким типом клиента необходимо теплое и доброжелательное общение, делать акцент на качестве товара, помогать и поддерживать при выборе.
Коммерческое предложение должно включать: гарантии качества, наличие положительных отзывов, стабильность.
Синие – соответствующий тип:
- люди, которые держат эмоции внутри;
- им важно видеть, что собеседник тщательно подготовился к встрече;
- совершают покупки, если видят выгоды для себя;
- значение имеют конкретные характеристики товара, а не эмоции;
- часто сравнивают товары с конкурентами, только потом принимают решение о покупке;
- не любят напора продавцов при покупке товара;
- диалог готовы вести только с экспертом.
С такими клиентами необходимо в совершенстве знать характеристики продаваемого товара, уметь представлять выгоды товара в сравнении с конкурентами.
Акценты в коммерческом предложении: технические характеристики, факты, цифры и доказательства, но проверенные, точные и конкретные. Однозначные формулировки.
Большинство людей относят к смешанным типам. Человек может сочетать 2 или 3 типа личности, но всегда есть превалирующий тип поведения. На него и нужно делать акцент при продаже своего товара или услуги.
Таким образом, типологию поведенческих стилей DiSC можно рассматривать как простой и практичный инструмент для улучшения взаимодействия с клиентами с учетом их личностных особенностей.
В конструкторе сайтов «вДиалоге» мы предоставляем пользователям такую функцию как классификация клиентов. Вы можете сгруппировать клиентов по любым признакам и делать рассылку с акциями, коммерческими предложениями компании разным категориям клиентов. Более подробную информацию о создании групп пользователей можно почитать на странице поддержки «вДиалоге» https://indialog.ru/help/groups.